Конец покою: что ждет российский рынок облигаций после выборов в США

Конец покою: что ждет российский рынок облигаций после выборов в США

Фотография Антона Новодережкина / ТАСС

Минфин и российские компании могут попасть в условия жесткой конкуренции следовать средства инвесторов на долговом рынке. Проблема будет особенно острой в случае расширения санкций в российский госдолг, которое может случиться после выборов в Конгресс США

6 ноября без остатка переизбирается нижняя палата Конгресса США, что завершит период затишья для российском финансовом рынке, связаннй с отсутствием новых санкций. Агенство Bloomberg до сей поры в конце сентября писало со ссылкой на свои источники, что никаких решений в отношении ограничительных мер сравнительно с чем госдолга России до этой даты не запланировано. Однако после выборов напророчить, как будут разворачиваться события, практически невозможно, но от этих событий достаточно полностью зависеть жизнь облигационного рынка.

Первые месяцы 2018 года были весть удачными для российского рынка облигаций: снижение инфляции, ключевой ставки Бикс России и, в целом, ставок во всех сегментах долгового рынка, укрепление рубля и гулливеровский спрос нерезидентов на российские активы. Все это позволило российским эмитентам инициативно наращивать размещения: в первом квартале 2018 года объем новых выпусков оказался одним с крупнейших с начала 2014 года.

Однако в дальнейшем ситуация быстро ухудшилась. Сделано в апреле целый ряд факторов — новые санкции против российских компаний со стороны США, проблемы в ряде стран с развивающимися рынками, спровоцировавшие выпадание спроса на рисковые активы и отток средств глобальных инвесторов с локальных рынков — привели к ослаблению рубля и масштабному выходу иностранных инвесторов изо российских бумаг.

Результатом стал рост ставок и премий за риск — доходности 10-летних ОФЗ выросли в 30-40 базисных пукнта — и снижение спроса на корпоративные облигации. В таких условиях множество. Ant. меньшинство эмитентов решили взять паузу, средний объем новых рыночных выпусков в апреле-июне снизился паче чем вдвое по сравнению с февралем-мартом. Преобладающим настроением на рынке в оный период было «подождем, пока ситуация не улучшится». Хотя отдельные крупные эмитенты, такие вроде «Транснефть» или «РЖД», продолжали размещаться.

Успешный заем

На этом фоне парад «Газпрома» на рынок в конце июля с 7-летними облигациями на 40 млрд рублей нестрого стал знаковым событием — за последние годы это было крупнейшее корпоративное разнос на такой срок. Доходность при размещении составила 8,26%. Насколько успешными дозволительно считать такие результаты? С одной стороны, сделка состоялось по сравнительно высокой ставке — эмитенты максимального кредитного рейтинга много с тех пор воды утекло не размещались по доходности выше 8%. С другой стороны, размещение состоялось согласно минимальной границе ориентировочного диапазона, спрос превысил предложение почти в полтора раза.

Господствующий объем спроса обеспечили НПФ и управляющие компании, инвестировавшие пенсионные накопления и страховые резервы — с учетом нечеловечески низкого числа размещений качественных заемщиков в мае-июне, средства, попавшие в частные пенсионные суммы после апрельского трансферта, не находили себе достойного применения, кроме ОФЗ может ли быть депозитов. Так что вряд ли можно считать относительную успешность размещения в полной мере тиражируемой исполнение) других заемщиков.

Кроме того, в размещении впервые за долгое время приняли чуткость иностранные инвесторы: по словам организаторов, около 3-4% объема предложения пришлось бери крупные европейские банки, имеющие представительства в Москве. Этот факт хочется объяснить как свидетельство того, что западные санкции не являются непреодолимым препятствием про привлечения зарубежного финансирования, по крайней мере для компаний, не входящих в индивидуальные санкционные списки (Specially Designated Nationals, SDN). Рядом достаточно привлекательных условиях размещения международные инвесторы все равно проявляют любопытство к российским эмитентам.

Насколько хороши должны быть эти «достаточно привлекательные условия», устроят ли они самочки компании-эмитенты? Здесь ответ, похоже, не слишком утешителен. Традиционно «Газпром» предпочитает находить работу в иностранных валютах, в целом объем валютных облигаций в обращении более чем в 10 однова превышает объем рублевых. Только в последние годы происходит постепенное наращивание доли рублевого долга, и связано оно, лучше, с недостаточным спросом/непривлекательными условиями размещения еврооблигаций на мировых рынках капитала.

В этом смысле 4% средств иностранных банков согласно итогам размещения не должны никого обманывать — спрос со стороны инвесторов-нерезидентов остается недостаточным, и российским эмитентам до настоящего времени в большей степени придется использовать внутренний рынок для привлечения финансирования. Тем побольше что практически сразу после завершения размещения началась новая волна усиления антироссийских санкций, объединение степени влияния на рынок как минимум сопоставимая с апрельской.

В надежде сверху благоразумие

Если ситуация с новыми санкциями в отнрошении госдолга будет развиваться в соответствии с жесткому сценарию, то конкуренция за средства инвесторов на внутреннем долговом рынке закругляйтесь очень серьезной. В 2016-2017 годах нерезиденты обеспечивали порядка 75% прироста госдолга в обращении. Даже если они уйдут с рынка, планируемые Минфином объемы размещения будут напрямую состязаться с корпоративными облигациями за средства инвесторов-резидентов. В текущих «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики…» заложены более чем амбициозные планы по чистому объему заимствований: 1044 млрд рублей возьми этот год, 1475 млрд рублей — на следующий.

Таким образом, в 2019 году традиционные эмитенты рублевого корпоративного долга, субъекты и муниципалитеты, крупные корпорации, до этих пор преимущественно занимавшие за рубежом, но столкнувшиеся с ухудшением возможностей привлекать субсидирование в валюте, и, наконец, Минфин будут конкурировать между собой за деньги инвесторов-резидентов. В целях реализации своих программ заимствований эмитентам придется предлагать весьма привлекательные правило, особенно это актуально для эмитентов с не самым высоким кредитным рейтингом.

Умерить ситуацию мог бы Минфин, сократив программу заимствований на ближайшие годы — незамедлительно большой запланированный объем займов во многом обусловлен объявленными президентом впоследствии выборов новыми национальными проектами, реализация которых требует финансирования объемом в 8 трлн рублей. В текущих обстоятельствах сильнее медленное выполнение «майских указов» стало бы облегчением для экономики. Остается (обольщаться, что Минфин сумеет найти оптимальное решение в очень непростой ситуации.

А в (течение того времени можно рассчитывать, что внутренний долговой рынок сможет «переварить» ожидаемый в ближайшие годы совокупность размещений. Впрочем, для кредиторов все не так плохо — высокий высота ставок создает возможности для роста доходов и извлечения инвесторами дополнительной прибыли.

forbes.ru