Успеть все: как студенты педвузов совмещают обучение с работой в школах и домах творчества

Успеть все: как студенты педвузов совмещают обучение с работой в школах и домах творчества

Фото: Фотобанк Freepik

Педагогическое ремесло неразрывно связано с практикой. Часто, чтобы уверенно чувствовать себя в классе в роли учителя, студентам педвузов важно погружаться в реальную работу со школьниками. И такая возможность – трудиться уже во время обучения – у студентов есть. Благодаря изменениям, внесенным в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020 году, студенты старших курсов, которые учатся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», могут преподавать в школах, если они успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. 
Кроме того, согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты могут вести занятия в кружках и секциях по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки. 

В 2022/23 учебном году уже более 40 тысяч студентов влились в педагогические команды российских школ и более 14 тысяч молодых людей стали вести занятия в кружках и секциях в организациях дополнительного образования.
О том, как будущие педагоги находят работу, как применяют на практике полученные в педвузе знания и как совмещают обучение и преподавание, рассказали эксперты в эфире онлайн-программы «Образовательная среда».
 
Школа и университет придут на помощь!

Для начала стоит понимать, что далеко не каждый студент сможет совмещать работу и учебу, отметила Нина Федина, ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Помимо условий, закрепленных законодательно, обучающийся должен уметь организовать себя.

«У такого студента должны быть и организаторские способности, чтобы управлять своим временем, и хорошая успеваемость на предыдущих курсах», – обратила внимание ректор.

Нина Федина объяснила, что такие ребята могут и работать, и осваивать программу, ничего не упуская. Но при этом подход к каждому студенту должен быть индивидуальным.

«Каждый новый учитель из числа наших студентов – это абсолютно индивидуальная история, и в каждом отдельном случае мы решаем ее по-своему», – отметила эксперт.

В вузе для ребят создается индивидуальный учебный план. Они также могут выполнять дополнительные задания и заниматься дистанционно. Кроме того, работающим по специальности студентам всегда готовы помочь и преподаватели университета, и коллеги в школе.

Как студенты находят работу

Студент может как самостоятельно найти работу, пройдя собеседования, так и получить рекомендацию от преподавателей своего университета. Часто в августе школы присылают педвузам списки свободных вакансий и просят предложить им специалистов.

Заявки от школ проходят и через центры содействия трудоустройству, которые есть практически во всех вузах. Дальше информация направляется представителям факультетов и старостам, объяснил Сергей Титов, проректор по учебно-методической работе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.

Эта практика распространена во многих педагогических вузах страны. Например, 25% студентов Липецкого государственного педагогического университета параллельно с учебой успевают работать по специальности. При этом в школы обычно идут студенты старших курсов бакалавриата и студенты магистратуры.
«Когда появляется вакансия здесь и сейчас, мы обращаемся в первую очередь к студентам-старшекурсникам, но не к выпускникам: выпускники, как правило, уже все трудоустроены», – рассказала Нина Федина.

Трудности преодолимы!

Сами студенты отмечают, что у них получается сочетать работу и учебу. Определенные сложности есть, но благодаря индивидуальным учебным планам и выполнению дополнительных заданий они успевают освоить всю программу.

«С учебой все отлично. Получилось так распределить свое время, что в понедельник и вторник я работаю в школе, а со среды по пятницу у меня полноценная университетская жизнь», – поделился своим опытом Никита Орехов, бакалавр Московского педагогического государственного университета, учитель истории, географии и обществознания школы № 491 «Марьино» города Москвы, руководитель студенческого археологического отряда «Горизонт».

Кроме того, часто ребята видят в работе осуществление своей мечты.

«Я хотела вкладывать в головы детей знания, развивать их. Мне всегда хотелось, чтобы детки действительно росли людьми с большой буквы, чтобы умели думать и размышлять», – рассказала Вера Кузнецова, бакалавр Московского педагогического государственного университета, учитель русского языка и литературы московской школы Марьина Роща имени В.Ф. Орлова.

При этом студенты могут найти работу и в своей родной школе, что помогает им быстрее освоиться.

«Я работаю с 4-го курса, узнала о вакансии от своего куратора. И пошла преподавать в ту школу, в которой сама училась. Считаю, что родные стены все-таки помогают: родной коллектив тепло меня принял. Если у меня возникают какие-то проблемы с подготовкой к урокам, мне всегда готовы помочь», – уточнила Виктория Шкатова, студентка 5-го курса Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, учитель иностранного языка липецкой школы № 18.

Татьяна Петрова, студентка 5-го курса Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, учитель истории и обществознания гимназии № 69 Липецка, отметила, что студенты идут в школу, чтобы быть для детей проводником в мир знаний: делиться с ними чем-то новым и интересным.

«Я работаю с параллелью 6-х классов. Это большая радость, что мне дали среднее звено. Конечно, у нас есть сложности – это непростой переходный возраст, когда детки хотят показать свое «я», свой характер. Приходится искать точки соприкосновения и компромиссы», – объяснила она.
Конечно, педагог часто сталкивается с трудностями, но их всегда можно преодолеть, тем более когда чувствуешь себя на своем месте. 

«Я начала работать в лицее на 5-м курсе. Во время работы и в университете, и в лицее больших сложностей в совмещении не возникало, потому что в вузе понимали, что я работаю по специальности, а в лицее – что я учусь. А также я знала, что всегда могу рассчитывать на методическую помощь со стороны преподавателей университета», – сообщила Евгения Казакова, студентка 1-го курса магистратуры Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, учитель русского языка и литературы «Губернаторского лицея № 100» города Ульяновска.

Однако, как отметили все участники онлайн-программы «Образовательная среда», самое важное в совмещении работы и учебы для будущего педагога – то, что студенты смогут попробовать свои силы в профессии и как можно раньше применить и закрепить на практике то, чему они уже научились.