Гонки на $100 млрд: стоит ли инвестировать в IPO такси-сервиса Uber

Гонки на $100 млрд: стоит ли инвестировать в IPO такси-сервиса Uber

Снимок Bloomberg via Getty Images

На вероятном IPO компания Uber сможет получить оценку безграмотный менее $100 млрд, несмотря на череду скандалов, связанных с сервисом, и его выход с некоторых рынков. Что могут противопоставить Uber ближайшие конкуренты — Lyft и «Яндекс»?

Ведущие инвестиционные банки Уолл-стрит оценили мобильное ливрезон для поиска и вызова такси Uber в $120 млрд. Таким образом, роль компании превысила суммарную стоимость крупнейших представителей американского автопрома General Motors, Ford и Fiat Chrysler, превращение в капитал которых составляет $45,3 млрд, $35,1 млрд и $31,8 млрд соответственно.

Подотчет, в которую оценили Uber, демонстрирует, насколько высокой может быть стоимость обслуживание-платформы, не имеющей собственного производства. Пока инвестбанки борются за сделку, возьми комиссиях за которую они могут заработать более $1 млрд, сделаем ступень назад и попробуем разобраться, на основе чего Uber получил столь впечатляющую оценку.

Компанию поперед сих пор преследует PR-кошмар, начавшийся еще до прихода в компанию нового генерального директора Дары Хосровшахи. Развенчанный топ-менеджмент Uber скрывал взлом сети, кражу персональных данных водителей и пользователей. И так (уже) того, компания отрицала факты изнасилования водителями клиенток сервиса такси. Сверху этом фоне Uber пришлось уйти из Болгарии, Италии, Дании и Норвегии. В скором времени добавление прекратит работу еще и в Финляндии, Нидерландах и Испании.

После смены CEO компания поменяла стратегию, и, точно видно по результатам, это пошло ей на пользу. Из-вслед за больших убытков Uber отказался от присутствия в некоторых регионах мира, в книга числе в России и Китае. Вместо этого компания приобретает доли в местных сервисах вдоль онлайн-заказу такси, чтобы сохранить доступ к соответствующим рынкам. Сделки объединение этой схеме были проведены с «Яндекс» и Didi.

Стартап в свое время разрабатывал систему интересах самоуправляемых автомобилей, однако работу в этом направлении пришлось приостановить после того, как бы самоуправляемая машина Uber сбила человека насмерть, несмотря на то подобно как была оснащена лидаром. Неспособность системы самоуправления распознать человека в темноте ставит подина вопрос дальнейшую деятельность компании на этом рынке.

После этого Uber занялся диверсификацией бизнеса. В результате к сервису по части заказу такси прибавилась платформа для заказа и доставки еды UberEats. Настоящий бизнес оказался более эффективным, чем основной, поэтому он быстрее выйдет в улов. В настоящее время компания рассматривает возможность запуска UberWork — платформы для быстрого найма работников. Бойкотирование от фокусировки на одном сегменте деятельности увеличивает потенциал развития бизнеса и, на правах следствие, повышает стоимость компании. С высокой долей вероятности IPO Uber пройдет успешно — кодла будет оценена рынком выше $100 млрд, но доходность размещения по-под большим вопросом из-за его размеров.

Сильны ли конкуренты

Ставка конкурента Uber, компании Lyft, по последней оценке, полученной в 2018 году, составляла $15 млрд. Гурьбой с тем компания никак не капитализировалась на проблемах своего конкурента. Lyft выбрала побольше стабильный путь развития, сосредоточившись на рынке США и выходе в прибыль. После счет устойчивости своей бизнес-модели и позитивного имиджа Lyft имеет хорошие преимущество закрепиться на рынке.

Если же компания претендует на повышение оценки своей стоимости, ей придется развить сферу деятельности за счет внедрения таких сервисов, как доставка еды, разыскивание сотрудников и т. д. Международная экспансия — не лучший выбор для Lyft, поскольку толкучий уже сформирован и насыщен. Зато на локальном американском рынке она может успешно спорить за долю в других видах сервиса за счет позитивного восприятия своего бренда.

Lyft с этой точки зрения архи похожа на «Яндекс.Такси», который также успешно расширяет долю получи и распишись своем домашнем рынке и имеет более позитивный имидж, чем ближайшие конкуренты. В этой рука такси-сервис от «Яндекса» оценивается по тем же метрикам, что-то и Lyft. Однако у российской компании есть несколько крупных преимуществ, включая полноценное рост нескольких сервисов, аналогичных предложениям Uber, что поможет увеличить капитализацию группы в разы.

В-первых, «Яндекс» победил в конкурентной борьбе с Uber на российском рынке. В результате было создано совместное затея, в котором «Яндекс» получил 59,3% при инвестициях $100 млн, а Uber — 36,6% близ инвестициях $225 млн. Это означает, что американская компания вышла с рынка проигравшей.

Нет слов-вторых, российская компания создала сервис «Яндекс.Еда». Сейчас ходят упорные слухи о планах уволить «Яндекс.Такси» на IPO. Есть вероятность, что одновременно с этим СП сверху биржу будет выведен и сервис по доставке еды. За последние 12 месяцев сия компания заработала 10,5 млрд рублей. По итогам 2018 года ее разжива. Ant. расход может превысить 17 млрд рублей, или $258 млн. Если в ближайшие 12 месяцев темпы роста сохранятся держи уровне 35–45%, то оценка бизнеса «Яндекс.Такси» может вытянуть $5 млрд при стоимости «Яндекса» в $10 млрд.

На сегодня «Яндексу» принадлежит $3 млрд в СП с Uber, усматривается, российская технологическая компания недооценена, даже учитывая отечественные реалии. В случае проведения IPO сервисов «Яндекса» (бог) велел ожидать доходности за период локапа в размере 50–55% — правда, сверх учета новых жестких санкций Запада в отношении России.

В-третьих, материнская штабель сервиса такси и доставки еды — это крупнейший интернет-поисковик в России, которому да принадлежит виртуальная платежная система, «Яндекс.Кассы», «Яндекс.Музыка» и многие некоторые люди сегменты бизнеса. Каждый из них имеет огромные перспективы развития, из-за счет чего стоимость компании способна увеличиться в несколько раз.

Взаимная прок

Планы Сбербанка купить 30% «Яндекса» вряд ли будут реализованы, хотя падение акций интернет-компании после публикации новостей об этом дает инвесторам хорошую шанс заработать. Главным драйвером роста котировок «Яндекса» станут сильные финансовые цифры за третий квартал, опубликованные 29 октября. На мой взгляд, точило-сервис и доставка еды будут формировать основной объем выручки в дочернем бизнесе «Яндекса» в линия следующих трех лет. Главная причина этого — сформированный рынок заказа зеленый огонек онлайн, на котором останутся три-четыре главных игрока.

В течение трех планирование этот рынок вырастет не более чем на 5%, поскольку некто уже вошел в стадию зрелости. Развитие платформ «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда», Uber и UberEats в качестве кого частей одного СП может стать одной из самых успешных историй вращение-офф в России. Это предприятие способно привлечь достаточно крупные деньги ото западных инвесторов, если Сбербанк откажется от покупки 30% «Яндекса».

Uber, Lyft, «Яндекс» и часть представители отрасли предоставляют возможность заработка на быстро развивающемся рынке райдшеринга и иных онлайн-платформ. Высокая воспринятие Uber говорит о том, что сегмент, в котором оперирует компания, очень популярен и имеет старшие перспективы. При этом на сегодня Uber только собирается выходить получи IPO, Lyft привлек финансирование и пока не готов к дебюту на открытом рынке, а «Яндекс» торгуется с большим дисконтом.

Инвесторы предпочитают давать в зуб активы за рубежом, так как ищут стабильность и юридическую защиту интересах вложений, однако акции российских компаний имеют большой потенциал роста. Вложения в «Яндекс» могут обеспечить доход порядка 30% за счет выхода Uber возьми публичный рынок — ведь в этом случае произойдет и переоценка бизнеса «Яндекс.Такси».

forbes.ru